На главную

Ковры ручной работы & орнамент.

Выпуск 2

Доброго времени суток дорогие мои. Этот выпуск мы посвятим Орнаменту Ковров Ручной Работы.

Орнамент как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно говорить о том, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла. Все сказанное относится и к орнаменту ковров ручной работы.

Орнамент ковров ручной работы надо уметь "читать". Лишь зная истинный смысл каждой составляющей орнамента, и расположение каждого элемента можно понять смысл вложенный в рисунок ковра. В большинстве случаев это целые поэмы, запечатлевшие устремления, думы и чаяния народа, создавшего этот орнамент.

Из уст в уста передавались легенды о коврах и магической силе заложенной в ковёр. Например в туркменском народном фольклоре есть такая легенда: "...Было это давно. Единственный сын матери-туркменки попал в плен к врагам. В качестве выкупа те требовали золото. А где его взять бедной женщине? Тогда она соткала ковер. Всю силу любви к сыну, к своему народу, родной земле вложила мать в искусное полотно. Вражеский полководец был поражен красотой орнамента. Три дня не отводил от него взгляда, потом собрал свиту и сказал: "Почему меня так волнует этот ковер? Разгадайте тайну его узоров" Но никто не мог вымолвить ни слова… Сына вернули матери. А полководец с того дня стал подолгу смотреть на ковер. Узоры, будто выкованные в горячем пламени красок, преследовали его как наваждение, путали мысли, не давали сосредоточиться. Полководец удивлял воинов бессмысленными приказами, он проигрывал сражение за сражением… Отпущенный пленник вскоре возглавил войско туркмен и разбил врага. Вот такую роль, согласно легенде, сыграл ковер. И пошла слава по земле о чудесных творениях женских рук".

Ковровые изделия отличаются не только орнаментом, но и расцветкой. Доминирующим цветом во все времена был красный. Опытные мастерицы отличают до 400 его оттенков: глубокий, сочный, холодный, теплый, тихий, мягкий, полуденный, вечерний, утренний, звенящий, прозрачный. Почему сохраняется верность этому цвету? Красный цвет был символом добра и победы. Таким образом можно сделать такой вывод, что не только сам орнамент, узор ковра, имеет определенный зашифрованный смысл но и цвет, которым выполнен тот или иной элемент.

Многие элементы узора, орнамента ковра донесли до наших времен зороастрийские представления, носители которого поклонялись огню, солнцу и свету. Огонь считался символом очищения. Зороастрийцы все сущее подразделяли на два противоположных "лагеря" - света и тьмы, добра и зла. Пазырыкский ковер довел до нас исконное начало этих орнаментов. Орнамент Пазырыкского ковра - это отражение мифологического сознания людей того времени, модель вселенной, которая в современных более очевидна, более конкретна. Пазырыкский ковер состоит из 6 прямоугольников, расположенных один в другом, орнаменты, размещенные в каждом прямоугольнике, выражают часть понятий древних предков - скифов о времени и календаре. На границе - полоске между самым большим шестым и пятым прямоугольником и в каждом углу ковра изображены 24 звезды. Что же означают эти звезды? Таким образом были отражены понятия скифов о своем времени. В те времена постигаемая часть жизни у скифов делилась на 4 эпохи. Таким образом, 4 ряда звезд на первой стороне полосы Пазырыкского ковра должны обозначать 4 эпохи, 24 звезды в каждом ряду означают 24 периода. У древних предков кроме понятия эпохи и времени было исчисление периодов. Согласно этому исчислению, период делился на годы, а годы на месяцы и деления. Во второй полосе Пазырыкского ковра изображены люди на конях (всадники). Конь здесь часть, равная одному месяцу эпохи, а всадник - аллегория человеческой жизни. Их изображения расположены на всех четырех сторонах - по 7 всадников на каждой стороне. Таким образом, каждая из сторон ковра обозначала неделю, состоящую из 7 дней, а изображения 28 всадников в совокупности всех 4 сторон ковра обозначали один месяц. По древним понятиям изображение всадников на белом коне являлось символом устремления в будущее. В мифах многих народов конь использован как животное, способное перенести человечество из одного мира в другой. Подразумевается, если герой мифа садится на черного коня, то он попадает в "подземное царство", если на белого коня, то в "небесное царство". На третьей полосе изображены 72 звезды, которые обозначают процессию и время, являясь астрономическим измерением, указывают на вращение земной оси. На четвертой полосе изображены олени. Всего 24 оленя, на каждой стороне по 6. По древнему верованию, изображения оленя означали признаки жизни. Изображения на ковре 24 оленей показывает, что они означают сутки, состоящие из 24 часов. На пятой полосе Пазырыкского ковра в нижних и верхних рядах изображено по 8, в правых и левых рядах по 13 четырехугольников, внутри которых размещены изображения грифонов. Мифическое существо - грифон - содержит в себе облик трех живых существ - быка, птицы и льва. У него бычьи рога, крылья ястреба, львиное туловище. В архаический период время делилось на прошедшее, настоящее и будущее. Древние предки считали, что время имеет три свойства. Первое из них свойство прошлого, т.е. время словно птица, пролетает. Второе -считалось, что время имеет свойство действия. Согласно этому свойству, время действует на людей, растит их и старит. Третье -считалось, что времени свойственно убивать, уничтожать, портить, поглощать. Облик грифона на ковре включает в себя смысл, бычьи рога - действие, птица - проходящее, лев - уничтожение. Авторы ковра, должно быть, изобразили свойства силы. Лев являлся символом смерти, это - будущее время. Бык является символом жизни, он означает продолжающуюся жизнь, т.е. настоящее время. А гриф, имеющий 3 облика, должен означать разделение времени на периоды и действия этих периодов на жизнь.

Со сменой представлений о жизни и смерти, об окружающем мире происходят изменения и в орнаменте ковров. Что означает орнамент ковров ручной работы изготовленных в исламских странах, какой смысл вложен в орнамент этих ковров? Действительно Ислам - религия, в которой не одобряется скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один - найти вид искусства, который бы компенсировал запреты религии. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки. В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический - гирих, и растительный - ислими. Гирих (перс.) - узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании. Ислими (перс.) - вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков. Важная часть узора каллиграфическое письмо - это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими - закругления более позднего скорописного письма - насх. Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими - доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде, росписях посуды и в коврах. Ковры, покрывала, коврики для молитв в исламских странах обычно украшали и украшают богатыми орнаментальными узорами. Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500-700 оттенков) вполне сочетается с богатством рисунка и нисколько не контрастирует с ним. Обычно эти узоры символизируют красоту мира. Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер - это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу. Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений. Таким образом, на коврах ручной работы можно прочесть строки из священного писания, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу ….

В современном мире настоящие мастера к составлению орнамента ковров ручной работы относятся так же ответственно, как и много веков назад. Но это не значит, что орнамент узко ограничен какими то правилами и устоями. На современных коврах ручной работы можно встретить узоры, рисунки, орнаменты относящиеся ко всем направлениям изобразительного искусства: изображение портретов, пейзажей и т.д. Получили широкое распространение ковры ручной работы с изображением фирменного или индивидуального стиля. Например, стало модным к различным событиям, юбилеям дарить сувенирные коврики с соответствующим изображением. Обычно рисунок таких ковриков выбирается тщательно и этот рисунок отражает неповторимую индивидуальность происходящего события.

Удачи Вам в ваших делах.


Внимание! Срочно Требуются Молодые, Энергичные способные знакомиться !!!

Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других